info@korjkx.ru 8(818-50)3-38-07

Материалы правового характера

Порядок действий, если температурный режим в квартире нарушен

Если температура в квартире ниже допустимой или перерыв в предоставлении коммунальной услуги по отоплению больше допустимого, нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей или ресурсоснабжающей организации (или иную службу, указанную исполнителем) и сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес квартиры, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги (п. п. 105, 106 Правил).

Сообщить о нарушении качества коммунальной услуги можно в письменной форме или устно (в том числе по телефону). Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать такое сообщение и назвать свои фамилию, имя и отчество, а также номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации (п. 106 Правил).

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации также обязан незамедлительно довести полученную от потребителя информацию до лица, привлеченного собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем (если такое лицо известно сотруднику) (п. 107 Правил).

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. О дате и времени проверки также уведомляется ресурсоснабжающая организация, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению (п. 108 Правил).

Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с вами не согласовано иное время (п. 108 Правил).

По окончании проверки составляется акт проверки, в котором указываются, в частности, дата и время проведения проверки, выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушений. Акт составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, и подписывается такими лицами (их представителями). Один экземпляр акта передается вам (или вашему представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами (п. 109 Правил).

Если в ходе проверки возникает спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяется порядок проведения дальнейшей проверки, в том числе путем проведения экспертизы качества коммунальной услуги. Такую экспертизу может инициировать любой участник проверки. При этом расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Однако если в результате экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю понесенные им расходы. Если экспертиза не была инициирована, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием в том числе приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции РФ (п. 110 Правил).

Если в установленное время проверка не проведена, а также если невозможно уведомить исполнителя о факте нарушения качества коммунальной услуги по отоплению из-за ненадлежащей организации работы круглосуточной аварийной службы, вы вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Такой акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома либо председателем ТСЖ, ЖК, ЖСК (п. 110(1) Правил).

Акт проверки является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Сведения о перерасчете отражаются в платежном документе (пп. «г» п. 31, пп. «ж» п. 69, п. 150 Правил).

В случае спора факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальной услуги может быть также подтвержден любыми другими средствами доказывания, например показаниями свидетелей, видеозаписями, заключением эксперта (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

 

Куда и как жаловаться на управляющую компанию?

 

 

С жалобой на управляющую организацию в зависимости от ситуации можно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации, к руководителю управляющей организации, в лицензирующий орган (орган государственного жилищного надзора), Роспотребнадзор, орган местного самоуправления, прокуратуру РФ, а также в суд.

В случае ненадлежащих действий либо бездействия управляющей организации собственники вправе обратиться в соответствующие органы и организации (к должностным лицам).

 

1. В аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации

Если вам стали известны недостатки предоставления коммунальных услуг, обратитесь в аварийно-диспетчерскую или иную аналогичную службу управляющей организации (далее — аварийно-диспетчерская служба) и подайте заявку об устранении выявленных недостатков.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом вы обязаны сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить вам сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации (п. п. 105, 106 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

 

2. К руководителю управляющей организации

В случае неудовлетворения ваших требований, указанных в заявке на устранение выявленных недостатков, обратитесь с жалобой к руководителю управляющей организации. В жалобе укажите фактические обстоятельства дела и потребуйте проконтролировать устранение выявленных недостатков.

Образец заполнения жалоб должен быть размещен на информационном стенде в управляющей организации (пп. «в» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).

Рекомендуем составить жалобу в двух экземплярах. Один экземпляр передается представителю управляющей организации, второй экземпляр с отметкой о принятии жалобы остается у вас.

 

3. В Роспотребнадзор

Вы вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, который уполномочен осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 58, ч. 1 ст. 59 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. 145 Регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 28.01.2021 N 11; п. п. 2, 23, 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

 

4. В органы местного самоуправления

Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом свои обязанности, вы вправе обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию.

Если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в МКД для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

Кроме того, органы местного самоуправления вправе рассматривать обращения потребителей на территории муниципального образования и при выявлении нарушений обращаться в уполномоченные органы государственной власти (абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 44 Закона N 2300-1).

 

5. В лицензирующий орган (орган государственного жилищного надзора)

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД и лицензионный контроль за осуществлением указанной деятельности осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта РФ (далее — лицензирующий орган). В г. Москве таким органом является Мосжилинспекция (ч. 1, 2 ст. 196 ЖК РФ; п. п. 2, 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; п. п. 1.1, 1.2, 4.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).

Если управляющей организацией совершены нарушения лицензионных требований, вы вправе направить обращение в лицензирующий орган. Такое обращение является основанием для проведения в отношении управляющей организации контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе внеплановой проверки, по результатам которых управляющей организации может быть выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 3 ч. 1 ст. 7, ч. 1, 3, 4, 6 ст. 19.2 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ; ч. 3 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58, ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 23, 25, 28, 46, 54, 63 Положения N 1110).

Следует учесть, что в 2023 г. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только при определенных условиях. В частности, в рамках лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД они проводятся в случае поступления жалобы от граждан в связи с защитой (восстановлением) их нарушенных прав. Также они могут быть проведены по требованию прокурора (абз. 5, 9 пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).

 

6. В Прокуратуру РФ

В ряде случаев вы вправе обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ст. ст. 21, 26 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

В частности, при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Например, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и санитарно-эпидемиологических требований к их эксплуатации, а также нормативов обеспечения коммунальными услугами или за выполнение работ либо оказание услуг населению с нарушением установленных законодательством РФ требований (ч. 2 ст. 14.1.3, ст. 14.4 КоАП РФ; п. 29 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 N 13АП-32202/2019 по делу N А56-82697/2019).

 

7. В суд

За защитой ваших прав вы также можете обратиться в суд (п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ; п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 42 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

В зависимости от обстоятельств дела вы вправе просить суд обязать управляющую организацию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома, или возместить убытки (ущерб), причиненные вам в связи с ненадлежащим исполнением управляющей организацией своих обязательств, а также взыскать с управляющей организации штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда (п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона N 2300-1; п. 11 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).

Иск о защите прав потребителей по вашему выбору может быть предъявлен в суд по месту нахождения управляющей организации, по вашему месту жительства (пребывания) либо по месту заключения или исполнения договора. Исключение составляют иски о защите прав и законных интересов группы потребителей, которые подаются только в суд по месту нахождения управляющей организации (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29, ч. 4 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1).

Имущественные споры при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб., рассматривает мировой судья, в остальных случаях следует обращаться в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

 

Порядок перерасчета платы при ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг

 

При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 Правил № 354).

Объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги (для жилых помещений), расчетной величины потребления коммунальной услуги (для нежилых помещений).

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии (п. 100 Правил № 354).

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, а размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит уменьшению с учетом доли площади жилого помещения в общей площади жилых помещений (п. 101 Правил; п. 2 Приложения N 3 к Правилам № 354).